
Цікаво, що академік Горбулін відверто ставить акценти на розвитку проривних технологій.
Український інститут безпекових досліджень публікує уривок із книги «Как победить Россию в войне будущего», яка, за даними київського видавця «Брайт Букс» Дмитра Кириченка, починає продаватися з 11 листопада.

Уривок із восьмої глави книги:
ТЕХНОЛОГЧЕСКИЕ ЗАКРОМА УКРАИНЫ: ИСТОЧНИКИ НЕЛИНЕЙНОЙ СИЛЫ
Содержимое национального технологического инкубатора
Еще создав в средине 2019 года аналитическую структуру под названием «Украинский институт исследований безопасности», мы с командой единомышленников сразу задумались над главным пакетом технологий, которые следовало бы поддержать в государстве. Прийти к определенным решениям было непросто. С одной стороны, имеет место небывалый всплеск новых решений – со стороны научно-промышленных структур, институтов, конструкторских бюро, государственных и частных предприятий. С другой стороны, у воюющего государства совершенно не хватает ресурсов для реализации подобного плана, если говорить о больших масштабах. И все это на фоне технологического истощения сил обороны, и в первую очередь, армии.
Это вынудило при оценке отечественных наработок ориентироваться на определенные критерии.
Во-первых, поставить во главу угла те технологии, которые способны уже сегодня – завтра ответить на ключевые, я бы сказал, витальные угрозы для государства.
Во-вторых, в первую очередь ориентироваться на технологии, которые могут стать основой асимметричного щита. То есть, технологии нелинейного действия.
В-третьих, отдавать предпочтение тем технологиям, которые обеспечат сравнительно короткие циклы производства вооружений и военной техники после принятия их на вооружение в ВСУ.
В-четвертых, это разработки, оформление серийного производства которых не вызовет дополнительных технологических проблем и преград, включая зависимость от иностранных партнеров. Например, ожидания разрешения от иностранных партнеров поставок составляющих элементов нового вооружения или даже сложных высокоточных станков.
В-пятых, стоимость проектов имеет значение. Ниже речь будет идти преимущественно о сравнительно недорогих проектах — в сравнении с проектами создания стратегического и чаще всего дорогостоящего оружия. При этом я не говорю, что тема развития вооружений и военной техники, которые способны заметно усилить стратегическую компоненту украинского оборонного потенциала, закрыта. Просто в условиях небывалого витка военной агрессии российских и пророссийских группировок в течение всего 2020 года (с опасным ростом украинских потерь на фронте), а также роста угрозы масштабного вторжения российских войск в Украину, в первую очередь рассматриваются проекты, которые могут быть реализованы сегодня – сейчас. Это то оружие первой очереди, которое можно применять сразу, а не когда-нибудь, через пять или десять лет, в каких-либо особых случаях.
При этом к ключевым угрозам Украине военного характера в настоящий момент нашей экспертной группой были отнесены следующие:
— Дестабилизация обстановки политическим и военным путем, а также при помощи активной подрывной работы, включая массовое применение диверсионно-разведывательных групп, на территории Украины, включая неоккупированные районы. Развертывания войны различных масштабов и разной степени интенсивности. Активизация комбинированных версий агрессии с целью изменения военно-политического руководства и государственного строя.
Продолжение длительной войны низкой интенсивности, направленной на потерю доверия народа Украины к военно-политическому руководству страны, стимулирование провокаций и массовых потрясений с целью изменения государственного строя и превращение Украины в политически подконтрольную РФ территорию.
Реализация Россией полномасштабного военного сценария с целью захвата Украины и превращения в политически подконтрольную РФ.
Во всех случаях следует иметь в виду, что любое применение Россией военной силы будет сопровождаться усилиями по дезорганизации системы управления страной и Вооруженными силами, организацией внутренних волнений и антиправительственных манифестаций с опорой на «пятую колонну» и активные всесторонние действия по, направленные на подавление воли правящих элит к сопротивлению.
Программу технологических намерений президент РФ Путин исчерпывающе изложил в своей статье в «Российской газете» еще в 2012 году (она упомянута выше). Тут хотелось бы процитировать лишь эпизод связанный с акцентами Москвы на новые военные технологии. «Мы приступили к масштабному, комплексному перевооружению Армии и Флота, других силовых структур, обеспечивающих безопасность государства. Приоритеты здесь — это ядерные силы, воздушно-космическая оборона, системы связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, «беспилотники» и роботизированные ударные комплексы, современная транспортная авиация, системы индивидуальной защиты бойца на поле боя, высокоточное оружие и средства борьбы с ним. Система подготовки органов управления и войск должна стать более качественной, интенсивной и всеохватывающей. Основные усилия будут сконцентрированы на «сколачивании» эффективных межвидовых группировок войск и сил. Повышении готовности воинских частей к выполнению боевых задач», — отметил лидер государства, которое открыто говорит о намерениях стереть Украину с карты мира.
В связи с выше изложенным мы разработали ответные усилия, которые должны привести к нейтрализации (существенному уменьшению) ключевых военных угроз. Хотя к подобным мероприятиям обычно относится наращивание линейных возможностей государства (то есть, боевого потенциала), Украина в условиях существенных ограничений для наращивания боевого потенциала должна сделать акцент на совершенствование системы перевооружение ВСУ. Разумеется, с учетом развития иных составляющих асимметричного потенциала противодействия, что уже изложено в предыдущих главах.
В настоящее время в Украине активно реализовывается ракетная программа – по созданию наземного мобильного комплекса противокорабельной крылатой ракеты «Нептун». Как предполагается, именно эта программа станет сердцевиной ракетного неядерного щита сдерживания. Она должна развиваться, причем государству было бы важно позаботиться и о расширении спектра ракетных разработок, например, оформления в подобную активную программу создания оперативно-тактического ракетного комплекса. Такие возможности имеются.
Но, помимо уже де-факто действующей программы есть необходимость определить и вывести в отдельную ветвь еще четыре — пять приоритетных государственных программ, которые позволят уже в течение следующих двух-трех лет существенно повысить боевой потенциал государства и осуществляться в первую очередь, за пределами традиционных годовых контрактов ДОЗ. Хочу подчеркнуть, что такие программы выведены с учетом убежденности, что в условиях отсутствия в Украине ядерного оружия и необходимости иметь современное оружие концепция перевооружения страны вполне должна строиться с первоначальной опорой на «москитную доктрину», то есть массовое развитие и беспилотных роботизированных комплексов различного назначения. Напомню, такое оружие, в отличие от боевых самолетов и больших кораблей, можно применять уже сегодня – сейчас.
Эволюция современных боевых систем, материалов и средств обработки информации создала условия для того, чтобы войны будущего стали сетецентрическими — когда все боевые элементы объединены в единую информационно-ударную систему. Именно необходимость учета этой тенденции требует осуществить ревизию приоритетов перевооружения и выстроить иерархию таким образом, чтобы развитие армии предусматривал: а) совершенствование системы управления; б) развитие систем обнаружения — обработки информации — подавления противника — радиоэлектронного противодействия — наведение на цель; в) развитие мощных систем защиты и высокоточных средств поражения.
Для Украины крайне необходимо начать готовиться к предстоящим войнам как к войнам будущего. И эта подготовка, на мой взгляд, должна трансформироваться в следующие приоритетные государственные программы перевооружения.
Первая госпрограмма — совершенствование системы управления
Создание Единой автоматизированной системы управления (ЕАСУ) ВСУ и в последующем — ЕАСУ сил обороны Украины с важнейшими смежными элементами этой системы действенными, защищенными средствами связи, киберзащитой сетей и критической инфраструктуры, а также развитием телекоммуникаций.
Конкуренция современных армий является прежде всего конкуренцией систем управления. Все составляющие ЕАСУ должны проектироваться с учетом требований интегрированной информационной среды — это принципиальное требование, без реализации которой внедрения ЕАСУ сил обороны не может быть эффективным. При этом, как считают эксперты, внедрение ЕАСУ ВСУ на 30 — 40% улучшит реагирование на вооруженную агрессию и обеспечит своевременное развертывание (огневую реакцию) в ответ на наступление войск противника. Кроме того, позволит существенно снизить потери личного состава ВСУ во время столкновений и огневых атак украинских подразделений. Даже тестирование элементов будущей ЕАСУ свидетельствует о возможности «прохождения» и реализации решений военного руководства в 12 раз быстрее, чем в настоящее время (рост темпов принятия решений от нескольких часов до нескольких минут).
Вторая госпрограмма. Развитие современных систем радиоэлектронной разведки (РЭР) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ)
Анализ элементов войн нового поколения свидетельствует, что существует приоритетность формирования разведывательно-ударных сетей и автоматизированных сетей защиты, в рамках применения которых время между обнаружением цели и ее автоматическим поражением сводится к самому минимуму. Потому создание современных систем обнаружения, наведения на цель, средств подавления имеет обоснованную приоритетность.
Анализ военной активности РФ и проведения страной-агрессором боевых испытаний новейших боевых систем и новейшего оборудования указывает на акцент противника именно на развитии этой компоненты. Кроме того, ряд отечественных предприятий ОПК уже имеет довольно значительные наработки, которые, при условии создания и реализации соответствующей государственной программы могли бы обеспечить существенный скачок Украины в производстве по обеспечении ВСУ этими компонентами.
Третья госпрограмма — развитие государственной системы ПВО
Анализ военных угроз свидетельствует о постоянном наращивании Россией потенциала для ведения против Украины масштабной войны четвертого поколения и выше. При этом именно способность результативного сопротивления «атакам с воздуха» (самолетам, ракетам, вертолетам) может обеспечить отказ агрессора от такой модели войны.
Украина осуществила существенные шаги в направлении модернизации средств ПВО советского производства и фактически перешла в активную фазу разработки собственного ЗРК среднего радиуса действия. В этом контексте выглядит логичной и необходимой непрерывная и системная дальнейшая работа, может обеспечить разработана и принята многолетняя программа.
Четвертая госпрограмма — развитие высокоточных средств поражения
Учитывая в целом положительные результаты реализации проектов ПКР «Нептун» и РСЗО «Ольха», наработки по ракетным проектам «Гром» и «Тайфун», специалисты УИИБ определили данный приоритет четвертым, а не первым, как раньше. В то же время, стоит сосредоточиться на развитии уже достигнутых технологических результатов. В частности, развивать воздушную и морскую версии ПКР «Нептун», увеличенную дальность действия ракет проекта «Ольха» («Ольха-М»), воздушную версию ПТРК (проект 524Р для боевых вертолетов). Заслуживают внимания и разработки ОТРК «Гром» (КБ «Южное» — НПО «Южмаш»). Главными условиями указанных разработок и производства ракетных средств поражения является возможность Украине создавать такие средства поражения самостоятельно, без участия иностранных партнеров. Это позволяет обеспечить устойчивое развитие на перспективное будущее и существенно увеличить дальность ракет — до 1500 км, то есть до уровня ракет малой дальности. Именно такое оружие способно обеспечить формирование Украине ракетного неядерного щита сдерживания внешней агрессии.
Пятая госпрограмма — развитие безэкипажных платформ и ударной робототехники
Анализ современных тенденций развития армий ведущих государств мира свидетельствует об акцентах в разработках на создание и дальнейшее использование боевых безэкипажных платформ различного базирования (воздушного, наземного, морского, подводного) и современных боевых роботов с различными функциями. Украина не имеет права отставать от таких тенденций, особенно, с учетом имеющихся, довольно весомых наработок. Своевременный переход Украины и безэкипажных ударные платформы позволит в будущем создать и развить ВСУ до уровня наиболее технологичных и оснащенных армий мира. Особый акцент здесь имеет применение новой идеологии — постепенного перехода мира от применения боевых самолетов к применению ударных (разведывательно-ударных) беспилотных авиационных комплексов (БАК). Учитывая, что Украина не производила боевых самолетов, именно такие разработки способны стратегически усилить Украины через интеграцию в новые БАК уже разработанных ракетных средств поражения.